Одним из мест обнаружения и исследования христианских древностей является городище Ак-Бешим. Городище расположено в 20 км по прямой к юго-востоку от центральных развалин городища Красная Речка и в 8 км почти к западу от современного города Токмак. Отождествляется со средневековым городом Суяб – столицей западных тюрок и тюргешей.

Только на этом городище в ходе профессиональных археологических раскопок были обнаружены и изучены христианские архитектурные объекты – церковь в шахристане-2 (1954, Л.Р. Кызласов) и комплекс церквей в шахристане-1 (1997-2001, Г.Л. Семёнов и Л.М. Ведутова). Артефакты, найденные при этих раскопках, являются важнейшими хронологическими реперами для датировки найденных случайно предметов. Помимо христианских артефактов из раскопок на этом городище «случайно» было найдено значительное количество металлических нательных крестов.

Ак-бешимские христианские артефакты – как полученные в раскопках, так и найденные «случайно», относятся в основном к X-XII векам или несколько более раннему времени.

Христианская церковь городища Ак-Бешим

Христианская церковь, раскопанная в 1954 году Л.Р. Кызласовым, располагалась в пределах шахристана-2 (рабада/киданьского квартала) городища Ак-Бешим, в 165 м к востоку от стены шахристана-1 и примерно в 60 м от северной стены шахристана-2.

Объект был широтно ориентирован. Его внешние размеры 36 х 15 м. Он был вскрыт частично четырьмя участками.

Большую площадь объекта занимает обширный двор (27 х 12 м по внутренним промерам), расположенный в западной части. С востока по центральной оси к нему примыкает алтарное помещение, соединённое с двором проходом. К югу от алтарного помещения расположено ещё одно помещение, имеющее самостоятельный выход наружу в западной части вдоль стены двора. Стены двора были сложены из пахсовых блоков. Толщина стен – 1,5 м. В восточной части они сохранились на высоту до 1,5 м.

В середине восточной стены двора располагался проход в «Центральное» (алтарное) помещение шириной 1,4 м, помещенный в нишу шириной 2 м и глубиной 0,5 м. Внешние выходы из двора не указаны ни на плане, ни в описательной части. Логично предполагать, что они остались в не раскопанных участках боковых стен. Исходя из этого предположения, С.Я. Перегудова на своей графической реконструкции показала по три прохода в северной и южной стенах.

«Центральное» (алтарное) помещение расположено восточнее двора на продольной оси строения. Размеры – 5,3 х 4,8 м. В плане оно имеет т.н. форму открытого креста, что подразумевает идущие от пола ниши в серединах каждой из стен, в одной из которых – проход.

Стены сложены из пахсовых блоков, размеры которых не приведены. Толщина всех четырёх стен – 2 м. Высота сохранности – до 2,5 м от уровня полов и на 3 м при замере с внешней стороны. На включённых в переиздание прорисовках стен этого помещения на разрезах показаны три ряда блоков, разделенных строчками сырцового кирпича, а в нижней части помещения показана кирпичная кладка в шесть рядов кирпичей, что составляет около 0,6 м. Более того, массив в юго-восточном углу показан кирпичным до линии нижней строчки кирпича на высоте 1,1 м от пола.

На опубликованном плане все три ниши показаны шириной чуть больше двух метров и глубиной в 0,7-0,8 м. Кроме того, в южной нише показана ещё одна ниша примерно такой же глубины и шириной 0,7-0,8 м, т.е. основная ниша разделена на три примерно равные части. На северной щеке прохода кирпичная кладка показана как бы разрушенной с западной стороны и включённой позже в пахсовую стену.

Из восточной ниши на плане показана выходящая эстрада (алтарь или амвон – ?), сложенная из кирпича. Ее размеры (от восточной стены) – 2,2 х 0,8 м. Разрез помогает определить высоту – два слоя кирпича, т.е. 0,2 м. Причём в нише её высота ниже на один слой кирпича. Значит, эта эстрада сложена из кирпича размером 55 х 26-27 х 8-9 см.

В текстовой части есть указание на отделку стен: «осыпавшиеся мелкие кусочки алебастровой штукатурки хранили следы ярких красок от фресок».

Заканчивая развёрнутое описание этого «Центрального» помещения остаётся сказать, что на разрезе уровень пола помещения показан с переходом ступенькой несколько ниже (примерно 5-8 см), чем в проходе, но на одном уровне с показанной линией пола во дворе. На плане мы видим два отмеченных погребения – одно непосредственно у южной щеки прохода, а второе – в юго-западном углу перед нишей.

За южной стеной «центрального» помещения расположено ещё одно – «боковое помещение. Внутренние размеры помещения – 4,5 х 2,25 м. Его внешние восточная и южная стены лежат на одной линии с соответствующими стенами выше описанных помещений, придавая строению «правильный» прямоугольный контур в этой части. Оно имело единственный выход на юг, скользящий вдоль стены двора.

Восточная стена бокового помещения была из пахсовых блоков, сохранившихся на два ряда на высоту до 1,8 м. Ряды блоков не разделены строчкой кирпичей, а линии разделения блоков не совпадают с линиями блоков и кирпичей на восточной стене «центрального» помещения. Южная стена этого помещения более тонкая, чем остальные стены строения – 1 м. Северная стена, напротив, самая толстая в строении (как и другие три стены «центрального» помещения) – 2 м. В ней также на плане показана ниша размерами 0,6 х 1 м. Она расположена в северо-восточном углу.

Вдоль восточной стены «бокового» помещения, практически на всю его ширину, показана суфа, шириной 1 м. Вероятно, небольшой её отступ от стены возник вследствие частичного разбора суфы для погребения 15, показанного на другом плане в юго-восточном углу под (?) восточной стеной. Вдоль северной стены, начиная от суфы, на запад на 2 м план показывает кирпичную кладку толщиной в 0,5 кирпича и высотой в 2 ряда. Её южный фас показан в 0,55-0,6 м от северной стены. Вероятно, это лицевая стенка второй суфы. У противоположной стены показаны два кирпича, соприкасающиеся своими короткими гранями. С западной стороны их граница лежит на одной линии с обрывом кладки стены северной суфы. Соблазнительно предположить, что два эти кирпича были вытащены из восточной суфы при совершении захоронения.

Пол в «боковом» помещении на разрезе показан на 20-25 см выше пола в «центральном» помещении, но на одном уровне с верхом эстрады в нём.

Л.Р. Кызласов высказал предположение о функционале «бокового» помещения – баптистерий. Но более вероятным представляется использование его как жилого помещения служителя.

Вероятно, строительство этого объекта – христианской церкви – не было одноразовым актом.

 Л.Р. Кызласов датировал Объект IV, раскопанный его отрядом в 1954 году, VIII веком. Основанием ему служили находки тюргешских, «круга тюргешей», т.е. тухуских и китайской монет, строительная техника и материалы, малочисленные керамические находки и, в меньшей степени, архитектурно-планировочные параллели.

В конце 80-х годов прошлого века А.М. Высоцкий, основываясь на данных первичной публикации, датирует памятник несколько более ранним временем – серединой VII – началом VIII веков. При этом А.М. Высоцкий совсем не учитывает находки на объекте, в том числе нумизматические. Нам предсталяется более корректно говорить, что церковь построена не ранее 3-й четверти VIII в. – по найденной китайской монете Цянь-Юань Чжун-Бао, выпускавшейся в 758-762 гг.

Христианские погребения у церкви (Объекта IV) городища Ак-Бешим

Вокруг и внутри христианской церкви Ак-Бешима было вскрыто 18 погребений с западной ориентацией и 5 – с северной. Вторые интерпретированы как более поздние мусульманские впускные погребения в холм, образовавшийся над разрушенным строением. Погребения с западной ориентацией определены как христианские, «относящиеся к тому же времени», т.е. синхронные самой церкви. Вероятно, при вскрытии всего двора и расширении раскопа количество выявленных погребений возросло бы. Причём преимущественно за счёт внешних по отношению к строению.

Автор раскопок – Л.Р. Кызасов – различал три типа вскрытых христианских погребений: (1) ямные с обкладкой стенок кирпичом и покрытые «в виде двускатной крыши» из того же кирпича, (2) с подбоем в южной стенке и (3) с небольшой катакомбой под стеной здания с входом с западной стороны, заложенным кирпичом.

Как хорошо видно на плане, большая часть погребений совершена с внешних сторон строения и лишь треть – внутри. В отношении этой трети не приходится говорить о какой-либо закономерности, разве что об их тяготении к стенам. Зато большая половина внешних захороненных расположена компактно с восточной стороны – пять могил образуют почти ровный ряд. Достаточно системной выглядит и группа из трёх погребений с западной стороны церкви.

Так как с торцов строения входов во внутреннее пространство точно не было, то погребения не мешали движению в храм. Это позволяет предполагать начало формирования кладбища во время функционирования объекта. А вот погребения внутри могли появиться уже после прекращения деятельности по прямому назначению – надо полагать, что христианская община Ак-Бешима продолжала владеть его территорией и решила использовать под кладбище. В. Кляйн предположил, что прекращение функционирования связано с сооружением нового, более просторного храма – церкви А Комплекса христианских церквей (Объекта VIII). А значит, произошло это в X-XI веке.

Комплекс христианских церквей городища Ак-Бешим X-XI вв.

Находится в юго-восточном углу шахристана-1. Он исследовался в 1997-1998 и 2000-2001 годах, но остался полностью не раскопанным. В 2004-2006 годах была проведена его частичная консервация обратной засыпкой с использованием маркировки раскопанного.

Состоит из четырёх смежных церквей (A – D) с единой восточной фасадной стороной и хозяйственно-бытовых помещений в северо-западной части раскопанного пространства. Общие размеры культовой части 60 х 45 м. Объект весьма неплохо сохранился – высота стен колеблется от 1,0 до 3,5-4,0 м. Порой частично сохранялись своды, а также арки ниш и проходов.

Каждая из церквей состояла из центрального/алтарного помещения в восточной стороне и нефа или открытого двора перед ним с запада. Напротив входа во всех четырёх случаях находилась ниша, из которой выступала невысокая эстрада-алтарь.

В самой южной церкви А вокруг алтарного помещения имеются обходные коридоры, разделённые проходами на три секции. В продолжении боковым обходным коридорам и параллельно центральному нефу, перекрытому серией куполов (?), шли длинные боковые нефы со сводчатыми перекрытиями. Они соединялись с главным двумя проходами каждый. Три нефа соединялись с запада с одним вытянутым помещением, которое можно интерпретировать как трансепт. В трёх остальных церквях обходных коридоров, боковых нефов и трансепта нет, но по бокам алтарных помещений в церквях B и C имеется по помещению. В церкви D, самой северной и маленькой, выход из алтарного помещения был оформлен ступенями; только в нём на полу был зафиксирован обгорелый дверной брус. Стены помещений были расписаны клеевыми красками; в декоре алтарного помещения церкви C применялось золочение, зафиксированное в виде небольших кусочков тончайшей фольги.

 Христианскую атрибуцию памятника определяют планировка и находки нескольких христианских артефактов. Это изображения на фрагментах терракотовых плакеток (плиток), одна из которых является частью штампа-патрицы, небольших изделий из необожженной глины, двух бронзовых изделий – креста с согдийскими надписями на концах и горизонтальной части ещё одного креста, нательного крестика из нефрита. Здесь же были найдены фрагменты нескольких слипшихся страниц рукописной книги и кожаная обложка от неё.

Датировка комплекса – X—XI вв. – основана на найденной на полах глазурованной (поливной) керамике и единичных плохо сохранившихся монетах караханидского облика (при преобладании тюргешских и тухусских) на полах и в заполнении помещений.